Информация: статьи, очерки, книги, документы


Статьи, очерки, книги


Документы КРЧНКА


Поезка в Чебоксары, Казань, Канаш, Новочебоксарск, Комсомольский район (с.Новочелны Сюрбеево, д.Степные Шихазаны), ноябрь 2011 года


Получение высшего и среднего специального образования в Чувашской Республике


Организации и предприятия Чувашской Республики предлагают


Все статьи или документы из текущего раздела »

Книга «Чуваши на берегах Енисея», ЧАСТЬ 1: историческая справка (автор Г.И.Храмов)

««Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно;не уважать оной есть постыдное малодушие.»
А.С.Пушкин

Чуваши компактно проживают в Поволжье, Приуралье, Сибири и дисперсно практически во всех краях, областях России и странах ближнего и дальнего зарубежья. Имея глубокую историю и тысячелетние культурные традиции, чуваши связаны со всей Евразией, а чувашский язык, история, культура стали неотъемлемой частью Российского государства. Чуваши в Красноярском крае издревле заселялись на берегах р. Енисей, в основном в сельскохозяйственных районах. Перепись населения 1897 года зафиксировала в Енисейской губернии 639 чувашей.

Первые компактные чувашские поселения появились в Енисейской губернии на рубеже XVIII-XIX веков. Наибольший поток чувашей прибыли в конце ХIХ и начале ХХ века на стройки Транссибирской железной дороги. С принятием столыпинской реформы резко усиливается поток чувашей из Поволжья в Сибирь. Именно в этот период появились чувашские деревни в Енисейской губернии, и к 1920 году в ней насчитывалось более 3 тыс. чувашей. Революционные события 1917 г. и гражданская война стали переломными событиями в жизни чувашского населения Сибири. После страшного голода начала 1920-х годов, поразившего Поволжье, в Сибирь хлынул поток беженцев и переселенцев. Красноярцы приютили у себя десятки тысяч «голодбеженцев», многие из которых остались здесь на постоянное место жительства. В период коллективизации сельского хозяйства вынужденно переселялись в Сибирь раскулаченные крестьяне- чуваши В начале ХХ века в Красноярском крае обучали чувашскому языку 30 школ, которые в 50-е годы прошлого столетия были ликвидированы и более не восстанавливались.

В послевоенное время продолжалась миграция чувашей в Красноярский край из Чувашской АССР по организационным наборам в леспромхозы, на промышленные предприятия, освоение целинных земель. Многие молодые чуваши прибыли на великие стройки края по направлению комсомола. Молодые специалисты после окончания техникумов и институтов в Чувашской АССР направлялись на работу практически во все сферы народного хозяйства Красноярского края. По данным переписи населения 1959 года в крае проживали (без Республики Хакасия) - 21.1 тыс. чувашей, 1970 года – 28.6, 1979 – 27.1, 1989 – 23.4, 2002 - 16.9 тыс. чувашей во всех районах и городах края. Среди всех национальностей Красноярья чуваши занимают седьмое место, уступая по численности русским, украинцам, татарам, немцам, азербайджанцам, белорусам. Отъезд их из края не наблюдается. Во многих районах есть населенные пункты компактного проживания чувашей, где в особенности сохранились традиции, культура, самобытность чувашского народа: с. Покровка, п. Восток, д. Малкас Абанского района, д. Александровка Бирилюсского района, с Покровка, с. Козьмо-Демьяновка Большемуртинского района, с. Александровка, д. Казанка, д. Чистополка, д. Средняя Шилка Казачинского района, д. Канаш, д. Московка Назаровского района и другие. В сложный постсоветский период чувашское сообщество наряду с другими старожильческими народами Красноярья оказалось подвержено таким явлениям как снижение рождаемости, миграционная и естественная убыль, ассимиляция. Следствие чего стало снижение численности чувашей в 2002 году почти на 30 процентов по сравнению с переписью 1989 года. Здесь необходимо сказать, что с чувашскими корнями в крае проживают более 250 тысяч человек, но официальная статистика не учитывает это. То же самое происходит в крае и с другими народами.

Чуваши Красноярского края начала объединяться для сохранения традиций, культуры, самобытности, языка в конце 80-х в начале 90-х годов прошлого столетия. Были проведены собрания в городах: Красноярске, Шарыпово, Большемуртинском, Казачинском, Березовском районах. Было принято решение о создании Чувашского общественно-культурного объединения (ЧОКО). В организации объединения принимали активное участие чуваши-красноярцы: народный художник Российской Федерации, заслуженный художник Чувашской Республики В.И.Мешков, А.А.Мурашкин, Г.П.Трясугин, заслуженный ветеринар Российской Федерации А.Т.Анишин, Г.И.Казанский, Ю.А.Иванов, А.А.Силантьева, Ю.П.Елизаров, Г.И.Храмов, В.А.Самаркин, В.В.Алексеева, Ф.Е.Васильев (отец Феодор), Н.В.Владимиров, Н.А.Гаврилов, Ю.П.Светогоров, Э.А.Кадеров, А.И.Кадерова, З.И.Храмова, Е.С.Фурсенко, А.В.Прокопьев, В.И.Александров и другие.

Устав Чувашского общественно-культурного объединения в Красноярском крае (ЧОКО) был зарегистрирован 21 февраля 1991 года за № 11 отделом юстиции Красноярского крайисполкома. Первым председателем правления ЧОКО был избран Юрий Елизаров. Далее председателем правления выбирались Владимир Мешков, временно исполнял обязанности председателя правления Виктор Альгинов. Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Красноярскому краю 18 марта 2003 года за № 3172 зарегистрирована Красноярская региональная Чувашская национально-культурная автономия. Президентом автономии избран Геннадий Храмов. Указом Управляющего Красноярско-Енисейской Епархией от 22 января 2003 года № 24 Благочинным КР ЧНКА назначен священнопротоиерей Феодор Васильев.

В настоящее время КР ЧНКА объединяет две автономии (региональная и местная - г.Красноярск), 23 представительств в районах и городах компактного проживания чувашей, организованы 18 ансамблей художественной самодеятельности. Наиболее популярные ансамбли чувашских песен и танцев: народный самодеятельный коллектив «Çеçпĕл» (художественный руководитель – В.Е. Власова), народный самодеятельный коллектив Казачинского района «Юлташсем» (О.Ф. Гордеев), народный самодеятельный коллектив «Юманлах» (художественный руководитель – А.А. Силантьева), чувашские ансамбли Абанского, Балахтинского Больше-Муртинского, , Емельяновского, , Иланского, Сухобузимского, районов, г. Шарыпово и другие. С 2003 года ежегодно на краевом уровне проводится национальный праздник чувашей «Акатуй». За эти годы краевой «Акатуй» проведен: в Больше-Муртинском (п. Большая Мурта – 2003 год) , Казачинском (с. Рождественское – 2004 год, д.Казанка – 2007 год, с. Казачинское – 2009 год), Сухобузимском (2005 год), Емельяновском (д. Шуваево – 2006 год), Березовском (с. Бархатово – 2008 год), Козульском (п. Козулька – 2010 год) районах. На праздник съезжаются чуваши со всех районов и городов края, представители Алтайского края, Новосибирской, Кемеровской, Иркутской, Томской, Читинской областей, Республики Хакасия, Тыва, Чувашской Республики. На первом «Акатуе» с большой концертной программой выступили композитор и певец Олег Кайкар и ансамбль «Сестры Малины» из Чувашской Республики.

18 марта 2006 года впервые в истории Енисейской Губернии, Красноярского края проведен Первый съезд красноярских чувашей. На съезде обсуждались вопросы: Концепция развития чувашского народа Красноярского края; Чувашский народ в системе межнациональных отношений Красноярского края; Чувашский народ в системе межнациональных отношений Российской Федерации; Чувашский Национальный Конгресс в системе межнациональных отношений Российской Федерации; Развитие предпринимательства среди чувашей - красноярцев; Закон «О национально-культурной автономии» и механизмы его реализации на территории края; Выборы Совета автономии и Президента Красноярской региональной Чувашской национально-культурной автономии; Итоги 15 летней работы Красноярской региональной Чувашской национально- культурной автономии. На съезд приехали 257 делегатов из всех районов Красноярского края, Эвенкии, Таймыра. В работе съезда принимали участие администрация края и г. Красноярска, депутаты Законодательного Собрания края и г. Красноярска. Президент Чувашского Национального Конгресса Г.Н.Архипов, доктор технических наук, историк, писатель В.В. Николаев выступили на съезде с докладами.

Нам, красноярским чувашам, очень дорог Василий Васильевич, во–первых как современный историк чувашского народа, а во вторых – как участник и докладчик исторического Первого съезда красноярских чувашей, на котором он принят в Почетные члены Красноярской региональной чувашской национально-культурной автономии.

Вспоминаю первую встречу Василий Васильевичем Николаевым 18 марта 2005 года на IV съезде Чувашского Национального Конгресса. В перерыве, выходя из зала, в коридоре столкнулся моложавым человеком среднего роста, широким лицом с выражением беспокойства и, как мне показалось, давним близким знакомым мне человеком. Извинившись, мы разошлись, но вдруг меня осенила мысль, так это, же сам Николаев, автор книги «Чуваши», которую красноярские чуваши буквально читали, читают от корки до корки. Интерес книге был и остается очень высоким, и мне пришлось договариваться с администрацией края о ее приобретении для всех библиотек в районах компактного проживания чувашей. Мы их приобрели, она стала самым дорогим подарком не только для чувашей, но и для многих руководителей, которые через нее узнавали нас, сибирских чувашей. Я разыскал Василия Васильевича среди делегатов, извинившись еще раз, представился, что из Красноярского края. Узнав, что я из Сибири, он оживился и начал расспрашивать меня о чувашах-сибиряках. Разговорившись, поделились мнениями о работе съезда ЧНК, притом не с высоты достигнутого, а с точки зрения упущенного и не сделанного. После слов Василия Васильевича, что история не научила нас, не знаем ее и не извлекаем из нее уроков, окончательно убедился в том, что я познакомился с великим сыном и патриотом чувашского народа. Я признался ему, что не все понимаю на чувашском языке даже то, о чем говорят на съезде, тем не менее, понимаю, что здесь много говорят хвалебных речей и не терпят критических выступлений. На что Василий Васильевич отметил, что многие государства, народы терпели поражения в истории от самовосхваления, подкупов, натравливания друг на друга. Можно красиво, эффектно говорить на чувашском языке, но ничего не делать. Вообще-то, лучше не говорить, а делать для чувашского народа и красиво, и эффективно, но самое главное – полезно, исходя из опыта предков во имя потомков. Сказал, его также огорчает то, что происходит на съезде, делегаты уже и не помнят, для чего создавали Чувашский национальный конгресс. Коротко обменявшись мнениями, взглядами на прощание пригласил Василия Васильевича в Красноярск, с лекцией об истории чувашского народа. Приглашение было принято радостью для обеих сторон.

Второй раз встретились Василием Николаевым в Красноярске, опять–таки, 18 марта, но уже 2006 года. Он приехал к нам на Первый съезд красноярских чувашей. Судьба подарила мне возможность общаться с ним три счастливых дня, которые стали, в какой – то степени, поворотными моей жизни в познании истории предков. Сейчас трудно каким – то образом привести в какую – то систему наши разговоры, беседы, споры – важно, что они были искренними, с любовью к чувашскому народу и гордостью нашими предками. Василий Васильевич умел увлекать своими интересными рассказами об истории, исследованиях в мировых хранилищах, встречах и умел убеждать собеседника изученными документами и доказательствами. Умудренный жизненным опытом, имея знания и звания, я рядом с ним чувствовал себя учеником перед Великим учителем. Поражала в нем широта мышления, внутренняя любовь, гордость и великое уважение истории чувашского народа. При этом чувствовалась внутренняя боль за судьбу, нынешнее положение и будущее соплеменников. Конечно же, нас, единомышленников объединила любознательность, прежде всего история своего народа. На эту тему с ним можно было говорить бесконечно, и я почерпнул много знаний из первых уст Учителя. Его буквально коробило, если кто-либо напоминал о «лаптежных чувашах», их невежестве, тяжелой судьбе и поэтому плачевном фольклоре, грустной поэзии и т.д. Он категорически опровергал такую позицию и доказывал, что наши предки были высококультурными, высокоцивилизованными, знали и пользовались еще 3000 лет до нашей эры кожаной одеждой и обувью, бронзовыми орудиями труда и оружием. Чуваши были отважными воинами и отличными ремесленниками, гордым и красивым народом. Чувашские женщины были не только хранителями домашнего очага, но и искусными мастерицами, а если понадобится, то владели оружием не хуже мужчин. Сожалел о том, что многие чуваши утратили свои корни, а за последнее тысячелетие - истинно чувашский характер. Эволюция чувашей от кожаной обуви до лаптей поражала и огорчала его воображение как истинного чуваша, но как историку вселяла оптимизм на будущее. Его возмущало поверхностное знание историю своих предков чувашами - дилетантами, которые пытались навязать изучение истории через общие слова, встречающиеся у разных народов. Без археологических, письменных исследований и доказательств нельзя говорить об истории, ответил он одному из таких дилетантов.

Василий Васильевич так близко к сердцу воспринимал информацию делегатов съезда о современном житии, что не мог скрыть свои чувства сопереживания и огорчения, все было видно на его лице. Ознакомившись материалами съезда, выступлениями докладчиков и делегатов Василий Васильевич остался доволен. Высказал, что была бы большая польза чувашскому народу, если бы чуваши обсуждали свое будущее во всех регионах, и с учетом их предложений и участием, провели мировой съезд чувашей в Чувашской Республике. И тут же оговорился, когда же это будет возможно, ведь пока мало кто задумывается об этом и как подсказывает история, прежде всего - власть имущие чуваши. Доклад автора книг по истории предков чувашей был встречен делегатами бурными аплодисментами. Он в своем докладе много времени уделил истории наших предков, рассказал об изданных и готовящихся к изданию книгах. Поделился со своей мечтой. Ему хотелось бы, чтобы в чувашских школах изучали историю своего народа, и он готовит учебное пособие для этого. В перерывах чуваши подходили и благодарили Василия Васильевича за его огромный труд во благо чувашского народа, за его книги, за то, что он такой многоуважаемый, приехал в Сибирь, доступен своему народу.

После съезда делегаты общались более спокойной обстановке во время товарищеского ужина. Как не пытались земляки выпить по чувашскому обычаю с Василием Васильевичем, никому это сделать не удалось. Спиртное он категорически не принимал. Естественно, в этих условиях мы не могли отделиться и поговорить об истории, дальнейших творческих планах.

На следующий день, во время ознакомления городом, окрестностями, сибирской природой мы много говорили, спорили, вернее, дискуссировали о нашей современной жизни, роли Чувашской Республики, Чувашского национального конгресса, региональных чувашских общественных организаций, местных органов власти и многом, многом всего-то и не вспомнишь. До сих пор жалею о том, что не взял собой диктофон и не записал все разговоры. Подробно мы обговорили о проведении в Красноярске научно – практической конференции по истории чувашей, что главным докладчиком будет наш Великий историк, Василий Васильевич. Собирались пригласить историков из Чувашской Республики, представителей со всех регионов. Даже успели согласовать проведение конференции с Красноярским отделением географического общества, Красноярским педагогическим университетом. Срок определили: после издания седьмой книги из серии «Иллюстрированная история чувашей», ориентировочно 2008 или 2009 год. Никто из нас даже мыслить не мог, что так душевно общаемся в последний раз…. Сегодня, на некоторые вещи смотришь по-иному, но тогда, полные сил и энергии, мы с оптимизмом и большой надеждой на будущее, планировали дальнейшую совместную работу. Поделился с ним, что наша автономия собирает материалы для книги «Чуваши на берегах Енисея», не можем найти, кто мог бы написать ее интересно. Был получен прямой ответ, а почему тебе самому не попробовать, все получится, если за нее взяться с душой.

Яркая жизнь выдающегося ученого, историка, писателя, славного сына чувашского народа Василия Васильевича Николаева еще предстоит изучить и оценить по заслугам. Почему – то у тех людей, с кем он работал, общался, защищал, у чувашской интеллигенции, не хватает смелости признать его огромные заслуги перед чувашским народом. Знаю, как он самоотверженно изучал и защищал всемирную историю и культуру чувашского народа, активно пропагандировал свои труды. Считал и считаю, что у любого другого народа Василий Васильевич был бы поистине всенародно признанным героем. Если Иван Яковлевич Яковлев - Великий Учитель и Просветитель дал чувашам современную письменность и грамоту, то Великий Историк Василий Васильевич Николаев дал нам историю предков чувашей. В нашей памяти живы воспоминания о нем, встречи, беседы. Сибирские чуваши, в частности я, труды Василия Васильевича во благо чувашского народа оцениваем наравне с трудами Великого Учителя и Просветителя Ивана Яковлевича Яковлева.

19 марта 2006 года весь день мы были вместе, уже ночью, Василий Васильевич взял ручку, достал книгу и подписал: Высокоуважаемому Геннадию Ивановичу от автора. Подпись 19.03.06 . Вручил мне, мы обнялись, попрощались, утром он уехал.

Не так часто, но несколько раз общались по телефону, он приглашал меня в гости, интересовался, как живут чуваши Красноярья, как он говорил, на земле наших предков, нужна ли помощь в подготовке научно – практической конференции, что заканчивает четвертую книгу, а там 5,6,7 и он будет готов еще раз приехать к нам…. Открывая памятник Василию Николаеву в Чебоксарах, первый Президент Чувашии Николай Федоров отметил, что он был сильной незаменимой личностью и добрым, отзывчивым человеком, всем сердцем и душой преданным Чувашии, ее культуре и истории. «То, что он сделал – это на века. Знать о Чувашии - мало, нужно уметь ее по-настоящему чувствовать и любить. Василий Николаев как раз был таким человеком, который преданно служил родной земле и непоколебимо верил в большое будущее республики. До сих пор хочется читать и перечитывать его труды. Он всегда остается с нами и в памяти благодарных потомков», - сказал он…

Сказано замечательно, но не дана достойная оценка величия историка и писателя В.В. Николаева. Прошу меня извинить, многоуважаемый читатель, что немного предался воспоминаниям, Василий Васильевич заслуживает того, чтобы о нем помнили благодарные потомки.

После доклада Василия Николаева делегаты съезда обсудили и утвердили «КОНЦЕПЦИЮ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ЧУВАШСКОГО НАРОДА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ». Она разработана мною, с учетом развития народов Красноярского края, изучив архивные материалы о чувашах. Выражаю большую благодарность Р.Г. Рафикову – заместителю начальника управления общественных связей Губернатора Красноярского края, за оказанную помощь и консультацию в составлении итогового материала. Основная цель Концепции – это определение таких условий в регионе, которые позволили бы достигнуть полноценного социально-экономического, культурного и национального развития чувашского народа Красноярского края. Для этого важно создать базовую основу для достижения единой духовно-нравственной и социально-культурной общности чувашей Красноярья. Данная Концепция может стать ориентиром для движения в этом направлении. Трудность претворения в жизнь Концепции определяется сложными, противоречивыми процессами, происходящими в современном российском обществе. На фоне постоянно меняющейся политической и социально-экономической обстановки Концепция может и должна подвергаться детализации, уточнению или корректировке. Выделены следующие приоритетные задачи в различных областях жизнедеятельности чувашского сообщества Красноярского края:

в области развития организационных форм общественных объединений: - выдвижение в число первоочередных проблемы консолидации чувашского сообщества Красноярья, объединенного общей целью процветания родного края, создания экономически мощного и культурно развитого его потенциала, социального и национального мира; - поддержка имеющихся форм общественной самоорганизации чувашей Красноярского края и создание новых, преимущественно в форме представительств (филиалов) Красноярской региональной Чувашской национально-культурной автономии; - вхождение Красноярской региональной Чувашской национально-культурной автономии в международные и федеральные общественные чувашские организации, Чувашский национальный конгресс; - содействие Красноярской региональной Чувашской национально-культурной автономии в установлении творческих контактов с национально-культурными объединениями в Чувашской Республике и других субъектах Российской Федерации; - активное участие Красноярской региональной Чувашской национально-культурной автономии в различных консультативных общественных органах края (Палата национальностей Гражданской Ассамблеи Красноярского края, Совет молодежных объединений Красноярского края, и т.п.); - организационная и иная поддержка идеи создания чувашских культурных центров в районах и городах Красноярского края и в населенных пунктах компактного проживания чувашского народа.

в области национального образования, сохранения и развития языка: - воссоздание и совершенствование национальной общеобразовательной школы как важнейшего инструмента сохранения и развития чувашской культуры и языка, воспитания уважения к культуре, истории, чувашскому языку и других народов Красноярского края и России, мировым культурным ценностям; - поддержка воссоздания общеобразовательных школ с национальным этнокомпонентом в районах компактного проживания чувашского населения, включение родного языка в программу учебных заведений по желанию родителей и при наличии необходимых ресурсов; - создание и развитие сети воскресных школ, классов, факультативов, групп по изучению родного языка для детей и взрослых; - поддержка имеющихся педагогических кадров и стимулирование подготовки новых специалистов, способных работать в современных политических и социально-экономических условиях; - обеспечение учебной, учебно-методической литературой и пособиями.

в культурной сфере: - всемерная поддержка различных форм национального развития чувашей Красноярского края по следующим приоритетным направлениям: - музейное дело (формирование фондов городских, сельских, школьных музеев) - выставочно-экспозиционная деятельность (развитие стационарных и передвижных выставок и экспозиций по краеведению, истории и литературе, произведений художников, фотографов, мастеров-прикладников и т.п.); - библиотечное дело (открытие библиотек, формирование фондов книжной и периодической литературы, аудио- и видеоизданий); - клубная деятельность (поддержка работы клубов и культурных центров, развитие кружковой работы); особое значение при этом придается деятельности фольклорных творческих коллективов; - поддержка мероприятий досугово-развлекательного (праздник «Акатуй») и духовно-культурного характера; - поддержка молодежных мероприятий (спортивные состязания и, прежде всего национальные виды спорта, молодежные дискотеки и фестивали, конкурсы, и т.п.); - формирование и культивирование идей культурного и духовного сотрудничества с другими народами, создание обстановки межнационального согласия, чувства любви к малой родине как основы общероссийского патриотизма; - создание атмосферы взаимного уважения к национальным традициям и обычаям, дальнейшее развитие духовно-культурного обмена и использование исторического опыта сотрудничества чувашской нации с другими народами Красноярского края.

в области духовной культуры: - поддержка миротворческой деятельности православия на территории Красноярского края; - признание роли православия в воспитании морально-нравственных ценностей, семейно-бытовых отношений, чувства уважения к старшим и других отношений в сфере духовных традиций и культуры; - учет взаимосвязи и взаимовлияния национальной и религиозной составляющих в обычаях, традициях и обрядах чувашского народа.

в сфере расширения информационного пространства: - активное участие в подготовке материалов информационно-справочного и культурно-просветительского характера для размещения в электронных СМИ краевого и территориального уровней (телевидение, радио); - сотрудничество с интернет-сайтами и порталами, освещающими жизнь российского чувашского сообщества; - поддержание силами и средствами Красноярской региональной и местной национально-культурных автономий, чувашей Красноярского края собственного сайта, рассказывающего об истории и жизнедеятельности чувашей; - создание и поддержка работы печатных изданий, рассчитанных на чувашскую аудиторию Красноярского края; - сотрудничество и обмен материалами с редакциями чувашских газет и журналов, теле- и радиостудий, интернетпорталов и сайтов Чувашской Республики, а также других регионов Российской Федерации; - совместно с национальными сообществами Красноярского края поддерживать мероприятия, направленные на подготовку журналистов, специализирующихся на освещении национальных и межэтнических отношений в регионе.

в сфере деятельности за пределами Красноярского края: - налаживание тесных взаимоотношений с Чувашской Республикой и другими субъектами Российской Федерации, имеющими на своей территории многочисленное чувашское население, заключение с ними соглашений по вопросам сотрудничества в сфере национальных отношений, культурного обмена, защиты национально- культурных интересов чувашского сообщества Красноярского края; - активизация деятельности представителей чувашского бизнеса Красноярского края по налаживанию конструктивных экономических взаимоотношений с предпринимательскими кругами Чувашской Республики и других регионов.

в сфере научной и исследовательской работы: - объединение научных сил края под эгидой Красноярской региональной Чувашской национально-культурной автономии; - проведение научно-исследовательских проектов по изучению современного состояния социально-экономического положения чувашской деревни, культурного и духовного положения чувашского сообщества, социально- демографических особенностей его развития; разработка на их основе рекомендаций органам государственной власти и Красноярской региональной Чувашской национально-культурной автономии; - проведение регулярных мониторингов по наиболее проблемным аспектам жизнедеятельности чувашского сообщества края (язык, психологическое самочувствие, молодежь, традиции, толерантность и т.п.); - проведение научно-практических мероприятий (конференции, круглые столы, методические совещания и т.п.) по различным аспектам; обозначение чувашской тематики на общих научно-практических конференциях, проводимых в крае и за его пределами; - оказание научной и методической помощи при создании на местах чувашских музеев, экспозиций и выставок; - налаживание постоянных связей с научными кругами России и зарубежья; - активизация издательской деятельности ; - стимулирование краеведческой работы, особенно среди молодежи.

в социально-экономической сфере: - регулирование региональной экономической политики в части отстаивания национальных интересов чувашей Красноярского края на основе учета их традиционных форм хозяйствования и опыта трудовой деятельности; - осуществление проектов социально-экономического развития мест компактного проживания чувашей Красноярского края с целью их вывода из числа депрессивных сельских территориальных образований; - всемерная поддержка деятельности мастеров декоративно-прикладного искусства, народного промысла, а также их объединений; - поддержка и развитие в чувашской деревне различных видов кооперации (заготовительной, промысловой, сбытовой, потребительской, кредитной и т.п.); - стимулирование развития бизнеса, связанного с пропагандой и культивированием чувашской культуры и традиций (национальные кафе, ателье по пошиву национальной одежды, магазины по продаже национальной атрибутики и т.п.); - объединение представителей чувашского бизнеса с целью активного соучастия в комплексном решении социально-экономических и национально-культурных проблем чувашского сообщества Красноярского края; - создание общественных фондов поддержки социально-незащищенной части чувашского населения (многодетные, ветераны, сироты и т.п.); - образование на местах досуговых центров социального характера (клубов пожилых людей, клубов по интересам и т.п.); - организация детских и молодежных волонтерских объединений по оказанию помощи социально-незащищенной категории населения.